Зодчество Кореи VI — VIII столе­тий

Храм Пулькукса

Зодчество Кореи достигло высокого уровня развития, создалась крепкая основа для формирования самобытного национально­го искусства. Оно не было однородным на про­тяжении разрозненного существования этих трех царств. Наиболее ранним периодом раз­вития архитектуры являются III-V века на­шей эры; второй период связан с VI веком, третий — охватывает VII и начало VIII столе­тий.

На протяжении этих пяти-шести веков воз­никло много городов, сооружено большое ко­личество замечательных каменных пагод. В го­роде Кенджю, на берегах реки Кымган, суще­ствовали богатые дворцы с обширными пей­зажными парками, в которых были созданы искусственные пруды с многочисленными мра­морными мостиками и затейливыми павильона­ми.

К числу ранних построек Кореи относится каменная башня обсерватории, архитектура ко­торой свидетельствует о высоком уровне строи­тельного искусства.

Мастерство корейских зодчих и художников было широко известно за пределами их роди­ны. Так, например, корейскими архитекторами был возведен из дерева в Японии знаменитый храм Хорюдзи, одно из самых древних культо­вых сооружений. Его исключительные архитек­турные достоинства известны на всем Даль­нем Востоке. В годы второй мировой войны он был уничтожен американцами.

В VII веке в судьбе трех корейских кня­жеств происходят существенные изменения. Наиболее сильное из них, опираясь на под­держку Китая, подчиняет себе два остальных и создает единое централизованное государство Силла. Характер социально-экономического строя Кореи того периода до сих пор точно не выяснен; однако, судя по отдельным призна­кам, господствовал рабовладельческий уклад жизни, феодальные производственные отноше­ния лишь начинали складываться.

Вместе с развитием производительных сил эта эпоха знаменательна формированием са­мобытных национальных черт корейского ис­кусства и архитектуры. Для архитектурных произведений той поры характерны простота формы, осмысленность и логическая целесооб­разность конструктивных приемов. Сохранив­шиеся памятники архитектуры свидетельст­вуют о высоком мастерстве зодчих. Резьба по камню и дереву достигает высокого уровня. Зарождаются своеобразные принципы застрой­ки восточных городов. Это находит свое отра­жение в решении кварталов, планировке улиц и площадей с учетом рельефа местности, в умелом использовании форм живой природы.

Образ сооружения начинают выявлять пу­тем привлечения в сдержанной форме живо­писи и скульптуры. Это особенно заметно в ар­хитектуре наиболее известных буддийских хра­мов: Соченванса, Вандекса, Мандекса и Пульгукса в уезде Кенджю на горе Тхохансан. При храме Пульгукса в 751 году была построена своеобразная башня Таботхаб, архитектура ко­торой доказывает, что в корейском зодчестве каменным конструкциям предшествовали дере­вянные. Правильность этого положения под­тверждается еще тем, что на стенах некоторых древних гробниц и подземных храмов изобра­жены деревянные колонны с консольными опо­рами по системе «Ту кон». Сущность ее состоит в том, что нагрузки верхнего строения здания передаются не непосредственно на опоры, а че­рез уравновешенную систему деревянных кон­сольных опор.

Храм Пулькукса

Предыдущая статьяАрхитектура северной Испании
Следующая статьяСимволическое архитектурное осмысление пространства