Скульптурное убранство Императорской публичной библиотеки

Императорская публичная библиотека

По проекту между колоннами должны были быть установлены аллегорические фигуры ан­тичных муз, покровительниц искусств и наук; Росси предполагал опоясать здание многофи­гурным скульптурным фризом, расположив его в верхней части боковых ризалитов и продол­жив в виде отдельных фрагментов над статуя­ми муз в лоджии.

В натуре музы были заменены статуями ан­тичных ученых, философов и поэтов: Геродота, Цицерона, Тацита, Вергилия, Демосфена, Гип­пократа, Еврипида, Евклида, Платона и Го­мера. Фризы на боковых ризалитах отсут­ствуют. На их месте пробиты оконные проемы.

По каким причинам, когда и кем были вне­сены изменения, коснувшиеся скульптурного убранства библиотеки? Существенны ли изме­нения, внесенные в утвержденный проект при постройке, пострадали ли в связи с этим архи­тектурный замысел и композиция фасада?

Следует проанализировать и разобраться в поставленных вопросах. Замена аллегорических муз портретными статуями «мужей древности» благотворно от­разилась па сюжетно-тематической стороне композиции. Статуи мудрецов и поэтов убеди­тельнее раскрыли образ общественного здания, придали фасаду строгость и монументальность.

В случае осуществления проектного за­мысла Росси с фигурами муз, здание восприни­малось бы как храм искусства, а не науки. Следует вспомнить, что в нишах Александрий­ского театра Росси также запроектировал фи­гуры муз.

В замене их портретами философов, ученых и поэтов сказалось новое, прогрессивное пони­мание задач декоративной скульптуры.

Статуи «знаменитых в древности мужей» установлены по заданию А. Н. Оленина — ди­ректора Публичной библиотеки и президента Академии художеств. В архиве Олениных хра­нятся рукописи программ «людских статуй им­ператорской Публичной библиотеки», с соб­ственноручными пометками и рисунками Оле­нина. В двух вариантах «программы» дается перечисление статуй, характеристика каждой и подробное описание внешних особенностей, ко­стюмов и характерных и необходимых атрибу­тов этих статуй; одна из рукописей снабжена набросками деталей скульптуры.

Варианты несколько отличаются друг от друга. По одному из вариантов «программы», впоследствии осуществленной, и установлены фигуры: «Омира, Еврипида, Геродота, Плато­на, Евклида, Демосфена, Ипократа, Вергилия, Тацита, Цицерона». В другой программе пере­числены статуи: «Омира, Анакреона, Софокла, Аристофана, Геродота, Платона, Аристотеля, Демосфена, Вергилия и Цицерона». Наличие вариантов свидетельствует о тщательном под­боре Олениным перечня фигур, которые долж­ны быть установлены на фасаде.

В своей программе он пишет: «Все сии фи­гуры должны быть портреты, большая часть имеется в бюстах в Академии, а другую можно найти в иконологии знаменитого Висконти».

Поскольку в программу включены грече­ские и римские ученые и поэты, Оленин отме­чает особенности греческих и римских одеяний:

«Костюм греческой, отличающийся между прочим сандалиями на голых следках, а рим­ской полусапожками, так же и покрой плащей должно строго соблюсти. Статуи с плинтом должны иметь вышины 3 аршина 12 вершков». До окончательной их установки Оленин пред­лагал иметь «пробные модели вышиной в 10 вершков».

Предыдущая статьяТворчество Росси
Следующая статьяАрхитектура и монументальное искусство