К вопросу исследования античных памятников архитектуры

Обмерные чертежи античной архитектуры

Дело чести наших архитекторов создать архитектурный стиль, который дол­жен воплощать все лучшее, накопленное архитектурной мыслью человечества в прошлом.

В этой связи остро и по-новому перед архитекторами ставится вопрос о творческом использо­вании мирового архитектурного наследия, ценнейшей частью которого являются произведения античной архи­тектуры. Влияние античности на развитие классических направлений европейской архитектуры было очень зна­чительным.

Античное искусство отрицали, забывали и вновь к нему возвращались. Обращение к нему характерно для прогрессивных периодов человеческой истории; оно вызы­вало новый подъем во всех областях художественного творчества, в архитектуре в особенности.

В реакционные эпохи проявлялось либо враждеб­ное отношение к античному наследию, как в средне­вековье, либо равнодушное, как в эпоху развитого ка­питализма.

Для исследования значения античной архитектуры в формировании классических направлений европейской архитектуры, в частности русского классицизма, необ­ходимо глубокое и всестороннее изучение как сохра­нившихся, так и не дошедших до наших дней произве­дений античного зодчества. Главным материалом при этом служат выполненные в разное время обмеры мно­гочисленных памятников архитектуры Греции и Рима. Фотография, так же как и рисунок с натуры, не дает истинных размеров сооружения или его частей и по­этому может служить лишь дополнением к основному материалу — к чертежам, сделанным на основании точного обмера. Если памятник перестал существовать, то своевременно сделанные обмеры остаются совер­шенно незаменимыми.

Общедоступным источником для изучения являются обмерные чертежи, воспроизведенные в печати, так как оригиналы, хранящиеся в архивах, музеях и библиоте­ках, используются только ограниченным кругом иссле­дователей. Эти печатные издания прошли различные этапы своего развития: от первых — конца XV века, примитивных в своей текстовой и иллюстративной ча­сти, через совершенные по своим художественным ка­чествам увражи конца XVIII — начала XIX столетия до научных трудов нашего времени. Они на всех эта­пах своего развития играли громадную роль в деле по­пуляризации античной архитектуры, приобщая к по­знанию античности широкие слои общества, направляя пути развития новой архитектуры, давая творческие импульсы ее создателям, а в периоды спада интереса к античной архитектуре не давая ему окончательно за­глохнуть.

Архитектурные увражи в своем содержании и внешнем оформлении отражают характерные черты своего времени. Реставрации, в которых часто пред­ставляются произведения архитектуры, обусловлены пониманием античности и эстетическими взглядами каждой эпохи. Текст, сопровождающий графическое изображение памятников, определяет историческую и классовую принадлежность автора. Внешний вид самой книги безошибочно указывает время ее выхода в свет. Качество бумаги, шрифт, способ и степень совершен­ства репродукции рисунков и чертежей характеризуют технический уровень и художественные вкусы эпохи.

Заглавные листы, фронтисписы, заставки и концовки также соответствуют художественным установкам своего времени. Наконец, посвящения трудов тому или иному лицу часто могут заменить даты, характеризуют социальные взаимоотношения, экономические, научные и художественные связи и представляют интересный исторический материал,

В период с XV до середины XIX века была про­ведена почти вся основная работа по изучению и гра­фической фиксации памятников античной архитектуры; поэтому архитектурные увражи этого времени имеют большое научное значение, которое дополняется и зна­чительной самостоятельной художественной ценностью их, как уникальных художественных произведений; мно­гие из них, сохранившиеся в небольшом количестве эк­земпляров, представляют большой библиографический интерес. Характерной чертой архитектурных изданий этой эпохи является репродуцирование иллюстративно­го материала одним из способов гравирования.

К середине XIX века гравирование таблиц вытес­няется литографией, а затем механическими способами воспроизведения. Рисунки с натуры, определяющие со­временное автору состояние памятника, начинают заменяться фотографиями. Издания удешевляются и по­лучают возможность массового распространения, но резко теряют свою художественную ценность.

Успехи археологии и истории во второй половине XIX века и в наше время способствовали тому, что уникальные художественные издания уступили место научным трудам с большим числом фотографических документов.

Занятие в 1687 году венецианцами Афин пробудило интерес к памятникам этого города и сопровождалось некоторыми обмерными работами. Джакомо Вернеда сделал два рисунка осажденного Акрополя и его план, а Сан Феличе и Коронелли сняли план Афин. В 1707 году план и рисунки Вернеда были опубликованы венециан­ским адвокатом Франческо Фанелли в его труде исто­рического характера, где даны описания некоторых памятников Афин с общими размерами.

ИССЛЕДОВАНИЯ И ОБМЕРЫ АРХИТЕКТУРНЫХ ПАМЯТНИКОВ АНТИЧНОСТИ В КОНЦЕ XV И В XVI ВЕКЕ

Руины древнего Рима с середины XIV века стали живо интересовать первых итальянских гуманистов. В конце XV-XVI веке исследование древних соору­жений широко развернулось в Риме — крупнейшем античном центре. Почти все итальянские зодчие того времени углубленно занимались изучением античных архитектурных памятников. Сделанные ими многочис­ленные описания, зарисовки и обмерные чертежи пред­ставляют ценнейший материал для истории древнерим­ской архитектуры, так как многое, существовавшее еще в эпоху Возрождения, затем бесследно исчезло.

Предыдущая статьяТворчество Росси
Следующая статьяАрхитектура и монументальное искусство