Архитектурно-дизайнерский каркас

Архитектурно-дизайнерский каркас

Перенимая у архитектуры некоторые приемы ее композиционной деятельности, средовое проектирование концептуально меняет ее приоритеты — с построений формально-пространственных соподчинений на конструирование объектов, использующих «пространственные переживания» в достаточно узком диапазоне — подтверждения, развития и усиления эмоционально-чувственных состояний, генерированных собственными связями дизайнерской составляющей среды с действительностью.

Что сказывается буквально на всех уровнях композиционных решений средового проектирования — от крупномасштабных планировочных построений средовых комплексов разного типа до деформирования архитектурной трактовки принципов гармонизации в работе со средовыми ситуациями,

Но для этого следует внедрить в сознание проектировщика понятие об особом типе компоновочной организации средовых объектов — архитектурно-дизайнерском каркасе, который должен совмещать положения:

  • «горизонтального» структурирования форм городской среды на «коммуникационные русла» разного ранга (скоростного, механического и пешеходного движения и инженерного обеспечения) и «рабочие поля» (зоны), которые снабжаются через эти «русла»;
  • «вертикального» структурирования тех же объектов — на коммуникационные шахты (стволы) и функциональные (рабочие) ярусы;
  • совмещения в пространстве вертикальных и горизонтальных структур (в первую очередь коммуникационных каналов и стволов) с устройством на соответствующих пересечениях «перевалочных» и «пересадочных» узлов;
  • привязки получающейся пространственной решетки коммуникаций и зон к реальным объемно-планировочным структурам и компонентам городской среды;
  • разделения элементов «решетки» на разные по очередности и типу реализации формы в соответствии с задачами текущего и перспективного формирования данного фрагмента городской среды.

Подобный заранее задуманный или внедренный при реконструкции трехмерный функционально-пространственный «скелет» среды дает возможность при любых вариантах ее развития максимально эффективно использовать любые дизайнерские (в первую очередь коммуникационные) и архитектурные (прорабатывающие характер «полей» и «зон») предложения без разрушения или коренной переделки подлежащих сохранению основных фондов средового комплекса .

В нашей стране это — одиозное уничтожение «по идейным соображениям» ряда вполне доброкачественных московских гостиниц, якобы не вписавшихся в архитектурный контекст столицы. Что неверно и само по себе — ибо многие из этих сооружений как раз и создавали созвучный времени средовой фон, — и по профессиональной сути зодчества: замена крупных капитальных основных фондов на любые новые допустима только при очень серьезных обоснованиях, не имеющих ничего общего с идеологическими спекуляциями. Ибо еще можно объяснить (но не оправдать) возведение дворца на месте храма, но понять логику замены одного объекта на такой же, но с другим фасадом — невозможно.

Особую роль для городских ансамблей играет наметившаяся недавно тенденция возродить т.н. «обитаемые мосты», совмещающие мостовой переход с устройством в его «теле» торгово-общественных центров, пересадочных узлов, даже — жилых образований. Что, во-первых, расширяет палитру архитектурно-дизайнерских решений в среде, во-вторых — развивает в новом направлении идеи многоярусного городского пространства .

Предыдущая статьяОбъекты архитектуры
Следующая статьяСтруктурная организация архитектурной среды