Структура города, опирающаяся на природное окружение

Петербург конца XIX века

Структура города, опирающаяся на природное окружение и приближенная к человеку, несет несравненно большие возможности развития полихромии, чем жестко механистическая структура. Но это еще не означает, что между структурой города и системой его колористики существует строгая взаимосвязь. Видимо, для определения закономерности необходимо исследовать множество городов. Причем достаточно сложно выявить взаимодействие структуры и полихромии, освобожденное от влияния природного окружения, социально-функциональных процессов и других факторов, которые в какой-то степени уже воплощены в этой структуре.

Цветовая среда Петербурга конца XIX — начала XX в. более активна в сравнении с цветовой средой Парижа. Это, казалось бы, противоречит приведенным наблюдениям, ведь планировки Петербурга и Парижа очень сходны по степени соответствия природному ландшафту и имеют близкую степень регулярности и живописности. Описания же этих городов говорят о различном построении и хроматическом качестве их цветовой среды.

Петербург: «Лишь здесь, меж громадин, остались петровские домики; вон бревенчатый домик; вон — домик зеленый; вот — синий, одноэтажный, с ярко-красною вывеской «Столовая». А теперь Париж: «Единственными цветами, которыми разрешает пользоваться префектура, являются неярко-белый или серый цвет камня, а также серый цвет, приближающийся по светлоте к голубизне неба. В Париже господствуют цвета очень рассчитанные, проверенные, контролируемые, которые могут служить образцом элегантности, рационализма, составляющих сущность французской традиции.

Отказавшись от излишеств и иррациональности бесконтрольного применения цвета, Париж, особенно в XIX в., делает упор на цвет белого камня, превращающегося со временем в темно-серый и темный цвет цинковых и шиферных крыш. Таким образом, вся игра цветов в Париже сводится к этому контрасту серовато-белых фасадов, отделяемых от голубовато-серого неба почти черными крышами. В этой приглушенной, очень интеллектуальной гармонии только на уровне улицы можно уловить какие-то всплески фантазии, какие-то вольности в цвете листвы, деревьев, растений на клумбах и особенно в оформлении витрин магазинов».

Цветовая среда Петербурга богаче и эмоциональнее цветовой среды Парижа, более сдержанной и утонченной.

Вдохновляясь двуцветием русской архитектуры XVII в., Ф. Шехтель взял за основу белокаменный скульптурный декор на красном кирпичном фоне, который, импровизируя, использовал несколько раз в прямом и негативном изображении, добиваясь максимального разнообразия цветового впечатления.

При этом оба зодчих бережно относятся к полихромии произведений предшественников, приглашая ее к участию в цветовой симфонии целого. Смело развивая полихромию площади, Ф. Шехтель дополняет желто-белое классицистическое двуцветие Ленинградского вокзала (архит. Тон) крупными массами синего и зеленого цветов своего сооружения. А. Щусев, учитывая создавшийся цветовой контекст, добавляет недостающее красно-белое соцветие. Мастера модерна добились последовательной гармонизации полихромии площади, создав гармоничное поле на базе трех первичных цветов — желтого, синего и красного.

Жесткая цветовая регламентация конструктивизма приводит к обесцвечиванию нового строительства Москвы. Здания конструктивистов не имеют цветовой обработки, пусть даже подчеркивающей конструктивную суть сооружения. Новая творческая установка отрицала использование цвета как средства, якобы не связанного с внутренней сущностью вещей. Кирпичные здания оштукатуривались и оставались серыми. Экономические трудности 20-х годов порой не позволяли полностью оштукатуривать постройки, поэтому как вынужденная мера практиковалось оштукатуривание отдельных элементов зданий. В Москве появилось специфическое красно-серое двуцветие, распространившееся и на уникальные здания, например, клуб им. Русакова (архит. К. Мельников) и многие жилые дома, построенные в конце 20-х — начале 30-х гг.

Различное понимание роли цвета в стилевых направлениях московской архитектуры конца XIX — начала XX в., привело к эклектичности и разнообразию цветовой среды города. Но в воздухе уже витали идеи формирования его целостной гармоничной цветовой системы.

Предыдущая статьяДух традиционности в архитектуре Италии
Следующая статьяАрхитектура монастырских соборов